Как мы с Олегом летать учились.
Сделать это мы собирались
давно. Все зрели морально и ждали весны – летом ведь красивее, правда? И вот,
наконец, собрались. Созвонились с клубом, договорились, записались – едем!
День, надо сказать, начался
не очень удачно: во-первых – мы забыли купить фотопленку; во-вторых – я забыл
поменять американские рубли на наши родные денежки; в-третьих… В-третьих – план
подъезда к аэродрому, найденный нами на сайте клуба, явно не соответствовал
жизненным реалиям!
Но – по порядку.
Совершать такой
ответственный шаг, можно сказать, маленький подвиг не запечатлев все на пленку…
Может это и нормально, но… Но даже первые шаги маленького человека по земле все
стараются сфотографировать, а уж первые "шаги" в небо… На мой взгляд
– это непререкаемо-необходимо запечатлеть! Щелкать, фотографировать, снимать –
как угодно, но материализовать нашу память!
Поиск фотопленки в девять
утра выходного дня – дело нелегкое! Надо знать "пленочные" места. Мы
не знали, но таки нарвались на работающий фотоотдел в магазине со странным
названием "Патерсен". Первая проблема решена!
С долларами оказалось
сложнее… Когда не нужно эти обменные пункты попадаются везде, но тут… Либо
закрыт, либо не работает по техническим причинам! Беда. Решили ехать так, не
меняя.
Едем!
Вернее ползем. Вечный бич –
ДАЧНИКИ. Дорога забита грядками на четырех колесах. Лица угрюмы и сосредоточены
– на дачу ведь едут…
С горем пополам доезжаем до
аэродрома, заезжаем в ворота:
- А где клуб
"КВС", не подскажете?
- Да вон там, - машет рукой
открывавшая их женщина.
Прекрасно! Едем в
направлении взмаха руки (окружающий пейзаж не имеет ничего общего со схемой на
сайте). Ангары. Выезжаем за них – поле, по которому разбросаны домики,
самолеты, самолеты, самолеты… У проходящих мимо двоих ребят спрашиваем:
- Ребята, а где клуб
"КВС", не подскажете?
Они радостно машут руками на
юг, говорят: "Там, там," – и усиленно кивают головами.
Прекрасно! Едем в
направлении взмахов их рук. Вдруг, прямо перед носом, нашу дорогу пересекает
самолет… Батюшки! Да это ж взлетная полоса!!! Назад!
Поворачиваем в другую
сторону – стоянка достаточно плотно заставлена самолетами – белые и
серебристые, со звездами и всякими зверинцами на бортах – каких только не было!
Едем по стоянке – удивляемся.
Вокруг стоящего Як-40 чинно
расхаживает мужичек – на наш вопрос, правильно ли мы едем он оборачивается… Ой!
Якубович. У нас от неожиданности морды вытянулись, а во рту вопль
"рекламная пауза" застыл… Делаем вид, что и не удивились совсем...
Оказывается едем верно!
Чем дальше вдоль стоянки –
тем самолеты больше и больше… Упираемся в шлагбаум – вокруг нас толпа ИЛ-76 и
никакого здания клуба! Елки-палки!
Поворачиваем назад и, с
появляющимся легким озверением, спрашиваем первых попавшихся нам людей:
- Извините, вы не
подскажете, где здесь клуб "КВС"?
- "КВС"?
"КВС" – это здесь! – отвечают нам улыбчивые парни, собирающие
какой-то исторический аэроплан.
Ура! Мы их нашли!
Теперь предстоял инструктаж.
Началось все с короткого
рассказа о том, что такое самолет и почему он летает, да крыльями не машет.
Интересно! Потом – приборы, ручки всякие, рули… И вдруг, в процессе разговора,
наш летчик говорит:
- Ну, что тут объяснять – в полете ты эту ручку быстро
научишься дергать…
Мы сидим и ушам своим не
верим – нам что, еще и "порулить" позволят? Это в первый же полет-то?
Детский восторг и радость просто застилают глаза!
Выбрали мы ЯК-18. Самолет
четырехместный – могут сидеть два пилота и два пассажира или один пилот и три
пассажира, или четыре пассажира – так нам объяснили. А нас всего трое -
пилот, инструктор, пассажир…
Самолет оказался сложной
машиной. Приборов – целая куча! Ручек и всяких переключателей – и того больше!
Страсть, да и только.
Первым за штурвал сел я.
Олег разместился на заднем сидении и сетовал на отсутствие ремней безопасности:
"А как же без них? А?" Наш инструктор только улыбался. Он был
профессиональным летчиком – бывший истребитель, а теперь командир экипажа в
МЧС. В общем ас. Однозначно.
Передвижение самолета по
земле оказалось очень своеобразным – у него нет рулевого колеса! Он ездит как
танк – притормаживается одно колесо и самолет поворачивает в его сторону.
Перед запуском двигателя еще
раз рассматриваем все приборы и проверяем все ли рули и элероны двигаются.
Потом кричим: "От винта!" Жмем кнопку пуска мотора и щелкаем магнето
– пару раз чихнув, мотор заревел!
Прогрели двигатель – едем!
"Рули на взлетную полосу!" – говорит мне инструктор. Рулю… Страсть
как непривычно и странно!
Выезжаем на полосу – полный
газ – почти четырьмя сотнями лошадиных сил меня вдавило в сидение, мотор рычит
неимоверно. Момент взлета я даже не почувствовал – только увидел, что земля
ушла вниз, глянул на стрелку высотомера – 100 метров. Вот чорт! Такое ощущение,
что самолет сам взлетел…
- Набирай высоту 200,
скорость 200, обороты 800, наддув 700, курс 180, следи за горизонтом – шарик
строго по центру! – командует наш ас.
Какой там горизонт! Какой
курс! Я пока на наддув посмотрел, у меня все обороты и шарики разбежались!!!
Кое-как справляюсь.
- Держи высоту 200, не
сбавляй скорость, обороты 600, наддув 600. Смотри – вариометр снижение
показывает – держи капот на уровне горизонта!
Уф! Разобрался. Летим
дальше.
- Видишь дорога – давай
вдоль нее. Высоту не теряй!
- Над мостом поворачивай
вдоль реки. Крен 30 градусов, курс 240 – за шариком следи!
Самолет резко дергается
вправо и с жутким креном моментально поворачивает в нужную сторону…
- Ну что ты… Ну полегче же
надо… Движения плавные… Высоту держи!
Жарко.
Солнце печет неимоверно.
Безумная смесь технических
запахов.
Жестокий рык мотора.
Трясет и болтает
безбожно.
Вот она – мечта детства! Я
делаю вираж над рекой Москвой. Это не сон!
Полет длился пол-часа, и все
эти пол-часа я безуспешно пытался объять необъятное – уследить за всеми
приборами и капотом и успеть посмотреть вокруг. Как летчики умудряются это
делать?
Может и я когда-нибудь
научусь. Не сейчас – это дорогое удовольствие! Пока я не могу заплатить за
счастье летать семь тысяч долларов. Надеюсь, что пока…
После посадки инструктор,
взглянув на наши порядком позеленевшие лица с радостно помутневшими глазками
(укачало все же), сказал: "Пойдем чайку попьем! Я что-то пить хочу."
Ас во всем! Так бы мы и согласились, спроси он нас "не укачало ли"!!!
Через часок за
штурвал сел Олег, а я с фотоаппаратом примостился сзади на пассажирском
сидении. Теперь моя очередь фотографировать "сбычу детских мечт"!!!